Три ключевых аспекта практики пранаямы

Сегодня всё больше людей начинают осваивать практику пранаямы. Ознакомившись с противопоказаниями и убедившись, что на данный момент нет воспаления мозга, острых невротических состояний, отслойки сетчатки и других показаний, практикующий приступает к разным схемам пураки, речаки и кумбхаки. Но, помимо нужных физиологических показателей, решающее значение имеет правильный настрой сознания. «Хатха Йога Прадипика» предупреждает: «Как львов, слонов и тигров приручают медленно и осторожно, так же и праной учатся управлять очень медленно и постепенно, в соответствии со способностями и физическими возможностями ученика. Иначе она убьет его». (гл. II, 16) 
Елена Блаватская в «Инструкции для учеников внутренней группы» описывала результаты бездумного подхода к практике: «…двое из них развили чахотку, причем один умер; иные стали почти идиотами; другой покончил с собой; а еще один превратился в сущего тантрика, черного мага, но карьера его, к счастью для него самого, была прервана смертью». 
Чтобы избежать неблагоприятных последствий, при практике стоит обратить внимание на три основных аспекта: 
1) Физиологический: не входить в состояние сверх - преодоления. Если за счет только физических сверхусилий мы задерживаем дыхание, тогда организм входит в состояние стресса. При этом расходуются внутренние резервы, что приводит к повреждению внутренних органов. Гурджиев по этому поводу писал: «Вся Европа помешалась на дыхательных упражнениях. В течение четырех или пяти лет я сколотил целое состояние, занимаясь лечением людей, которые разрушили этими упражнениями свое дыхание! Если практиковать искусственно контролируемое дыхание, как это обычно бывает, результатом будет дисгармония. В тысячу раз лучше не вмешиваться в работу нашей машины; лучше оставить ее в плохом состоянии, нежели исправлять, не имея знаний». 
2) Ментальный: необходимо сочетать дыхание с определённым состоянием сознания. «Рамаяна» описывает медитативную практику трех братьев – Раваны, Кумбхакарны и Вибхишаны. Царь Равана медитировал в состоянии раджаса и его уделом стали злодеяния. Его брат Кумбхакарна практиковал в состоянии тамаса и провалился в глубокую спячку, из которой выходил лишь изредка. Только третий брат, Вибхишана, медитировал с саттвичным умом, и лишь его интеллект обратился к божественному. 
3) Психо-физический: необходимо вовремя менять образ жизни, особенно образ питания. В процессах усвоения пищи задействован кислород. Когда мы входим в режим гипоксии, это способствует замедлению усвоения еды. С возрастанием задержек дыхания тяжелая пища (мясо, животные белки) не успевает усваиваться, и, разлагаясь, приводит к интоксикации. Это, в свою очередь, провоцирует различные расстройства как на физиологическом, так и на ментальном уровне. 

Если же держать под контролем вышеперечисленные аспекты, то пранаяма может открыть для практика безграничные возможности. Свами Ниранджанананда Сарасвати утверждает, что пранаяму можно использовать для гармонизации волн головного мозга. Кроме того, уменьшение обычного дыхательного ритма с 15 дыханий в минуту до 10 дыханий продлевает жизнь до ста лет. Пранаяма помогает накоплению и перераспределению энергии и способствует ее движению к высшим энергетическим центрам. Это только некоторые плоды, которые пранаяма может принести человеку при взвешенном и здравом подходе к практике. 

(Использованы материалы из книг: «Прана Пранаяма Пранавидья», «Пранаяма» Грегор Маэле)


Автор: Полина Красильникова

Поделиться с друзьями