1. Хатха-йога

"Ключ ко всем позам — это построение тадасаны», говорил Айенгар и уделял этой асане не меньше внимания, чем всем остальным.

Почему эту асану назвали “позой горы»? Дело в том, что во многих восточных учениях гора — это символ мудрости. Японский мыслитель Догэн, основатель японской школы сото (XIII в.) в «Сутре гор и вод» пишет: «От безграничного прошлого до безграничного настоящего горы были обителью великих мудрецов. Разумные люди и мудрецы все делали горы своим внутренним помещением, своим телом и своим умом. Благодаря разумным людям и мудрецам появляются горы».

Казалось бы, одна из самых простых и незамысловатых, уттанасана, может выполняться в нескольких вариантах и помогает развивать разные группы мышц, принося ощутимые результаты. Вот только пять вариантов, которые полезно будет добавить в свою практику. Эти варианты можно использовать в связках с другими асанами или практиковать самостоятельно. Для выполнения асан могут понадобиться два блока, ремень и стена.

Интересно, почему одни асаны практикуются чаще других? Почему одни называют «основными», а о других вспоминают лишь изредка, эпизодически включая в практику? И дело здесь совсем не в сложности или неэффективности той или иной асаны. Попытаемся разобраться на примере триконасаны, асаны, без которой не обходится, практически, ни одна практика.

Многих начинающих практиков интересуют вопросы: что же происходит с нашим телом, энергией и сознанием во время (и после) занятий йоги? Чем йога отличается от других методик работы с телом? Почему люди, попробовав себя в других системах, делают выбор именно в пользу йоги? Попытаемся разобраться! 

В первой и второй частях мы говорили о Хаста мудрах, определенных положениях рук и кистей. И рассмотрели также некоторые мудры, относящиеся к Дивья мудрам, божественным печатям хатха йоги: Джаландхара бандху – горловой замок, Уддияна бандху – замок втягивания живота, Мула бандху – замок в области муладхара чакры, Маха бандху – великий замок, Маха ведху – великое познание и Маха мудру – великую позу или печать.

Если вы страдаете от бессонницы, то расслабляющие асаны помогут справится с этой проблемой. Эта последовательность займёт у вас всего 15-20 минут, а результат не заставит себя ждать. Асаны должны выполняться плавно, дыхание ровное и спокойное.

1. Прасарита падоттанасана (наклон с широко разведенными ногами). Хотя эта асана считается перевернутой (голова находится ниже уровня сердца), в этом положении нервная система «заземляется» и стабилизируется...

Натараджасана — одна из основных асан в йоге. На самом деле, существует множество форм натараджасаны. И все они посвящены Шиве-Натарадже, одному из ипостасей всесильного бога. В трактате «Натьяшастра» («Чтение о драме»), написанном полумифическим мудрецом Бхаратой Муни, упоминается о том, что Шива исполнял 108 видов танца. Считалось, что в качестве Натараджи ("царя танца"), Шива регулирует мировой порядок. Когда он останавливается во вселенной воцаряется хаос. Так вслед за периодом созидания приходит разрушение. За разрушением — новый цикл жизни.

Среди многообразия балансовых асан, практикуемых для развития концентрации и накопления тапаса, врикшасана считается самой древней. Ее изображение можно встретить на барельефе «Нисхождение Ганги» в Махабалипураме (штат Тамиланду), который датируется VII в. н. э. Барельеф впечатляет размерами: два огромных валуна, испещренных фигурами, протянулись на 31 метр в длину и на 9 метров в высоту. Барельеф на первой скале носит название "Спуск Ганги", а второй – "Епитимия Бхагиратхи". По мнению искусствоведов барельеф имеет отношение к легенде о царе Бхагиратхе. Согласно одной из версий легенды, царь Бхагиратха молил Шиву о прощении душ его предков.

Хаста-мудры – положения и жесты кистей и рук. 
В Индуисткой и буддийской тантре имеется очень большое число поз и жестов, которыми почитаются различные божества. В основном говорят о 108 положениях, как вам известно это священное число в индуизме (имеются 108 Упанишад, у Шакти и Шивы по 108 имен, мантры повторяются по 108 раз и т.д.), в действительности их гораздо больше. 
Эти ритуальные положения рук являются символическими знаками, которые обладают на образном уровне той же силой, что и мантры на уровне звуковых колебаний. Они будят в душе ученика представления о божественных силах, тем самым усиливая его концентрацию. 

В первой части мы говорили о Хаста мудрах, определенных положениях рук и кистей, рассмотрели также первую мудру, относящуюся к Дивья мудрам, божественным печатям хатха йоги, Джаландхара бандху – горловой замок. Теперь продолжим наше ознакомление и с другими мудрами.