ДХАРМА

Жизненный путь человека невозможно рассматривать в отрыве от такого основополагающего понятия, как дхарма. Слово «дхарма» (санскрит) или «дхамма» (пали) обычно переводится, как закон или учение. Но, при этом, как любое санскритское слово, «дхарма» имеет множество значений. В общем, дхарму можно описать как совокупность установленных норм и правил, соблюдение которых необходимо для поддержания космического порядка. Понятию дхармы трудно найти эквивалент. В зависимости от контекста, дхарма может означать «нравственные устои», «религиозный долг», «универсальный закон бытия» и т. п. 
Дхарма пронизывала все аспекты жизни человека и общества. Есть даже такое понятие, как «дхарма чакра» (колесо дхармы, или «колесо закона»), который три раза поворачивал Будда. Дхарма чакру можно увидеть на национальном флаге Индии. 
В Вишну пуране можно найти такие строки: «Дхарма не должна погибнуть! Если придёт к гибели дхарма – погибнет весь мир!» 
Человеку полагалась следовать своей дхарме. В Бхагавадгите Кришна убеждает Арджуну, решившему оставить поле битвы из сострадания к родичам: «Если ты не будешь участвовать в этом добродетельном сражении, то, лишившись своей дхармы и славы, приобретешь грех»; «лучше плохо исполненная своя дхарма, чем хорошо исполненная чужая», а потому «лишь преданный своему делу человек достигает совершенства». 
Почему законы дхармы так почитались в древней Индии? В Ишаупанишаде выражена идея, лежащая в основе дхармического общества: «Всё живое и неживое находится во власти Господа и принадлежит ему. Поэтому каждый должен пользоваться только тем, что ему необходимо и выделено ему как его доля, и не посягать ни на что другое, хорошо понимая, кому всё принадлежит». 
Дхарма - это принцип общества ишавасьи – богоцентрического общества. В Ишаупанишаде объясняется, что природа уготовила каждому виду существ его долю, достаточную для того, чтобы жить в мире и счастье. Животные придерживаются естественных норм в еде, сне, половой жизни и самосохранении. Но только человек имеет склонность к наслаждению и накоплению сверх своих потребностей. Поэтому писания указывают человеку на необходимость придерживаться естественных норм. 
Основные источники законов человеческого общества это Дхармашастры и Дхармасутры сформировавшиеся в I тыс. до н.э. Из них наиболее известны Манавадхармашастра (Законы Ману), Яджнявалкья смрити, Нарада смрити, Тирукурал, Артхашастра. Вишну пурана рассматривает общую концепцию существования дхармического общества. 
Считалось, что в дхармическом обществе удовлетворяются и материальные нужды, и духовные устремления. Цель такого общества состоит не просто в обеспечении мирного материального существования, но в том, чтобы дать каждому все возможности для освобождения от сансары. Для этого человек должен знать свое место в системе четырех варн и ашрамов и строго следовать своей дхарме. 


(По материалам книг: «Бхагавадгита», «Ишаупанишада», «Очерки ведической культуры» Сатсварупа дас Госвами)


Автор: Полина Красильникова

Поделиться с друзьями