Четыре ашрама в жизни человека. Ванапрастха и санньяса.

Слово «ашрама» или «ашрам» происходит от санскритского слова ашрая, которое означает «защита», «прибежище». Как любое санскритское слово оно многозначно и может означать обитель мудрецов и отшельников, религиозную общину, школу для детей. Есть у слова «ашрам» еще одно значение: период жизни человека. 

За периодами брахмачарьи и грихастхи следовали ванапрастха и санньяса.

Ванапрастха — советник – жизнь в удалении от мирских дел – 50-75 лет. Когда у детей появляются дети начинается период ванапрастхи – период самосовершенствования. Ванапрастха – это промежуточная ступень между жизнью грихастхи и полным отречением. Человек углублял те знания, которые в начальной форме получил в период брахмачарьи. К этому периоду надо было подготовится, то есть, обеспечить стабильную жизни, чтобы в дальнейшем не отвлекаться на решение бытовых проблем. На этом этапе человек обретал мудрость, которой делился с окружающими. Поэтому этот этап так и называется: ванапрастха — советник. В этот период люди начинали путешествовать по святым местам и постепенно утрачивали привязанность к дому, семье и делам. 

Законы Ману: 
2. Когда домохозяин увидит у себя морщины, седину и детей у детей – ему следует отправиться в лес. 
26. Не заботясь о предметах удовольствия, оставаясь чистым, имея ложем землю и совсем не заботясь об убежище, имея жилищем корни деревьев, 
27. он может собирать милостыню*, достаточную для пропитания, среди брахманов-подвижников и других дваждырождённых домохозяев, проживающих в лесу. 

Санньяса — отшельничество– жизнь полностью отрекшегося от мира – 75-100 лет. 
Этот период предполагал полную непривязанность к обществу, семье, материальному миру. Конечно, это было актуально для тех, кто достиг этого состояния и готов отойти от мира, чувствовал потребность в полном отречении. Система ашрамов не предполагала ни насилия, ни резких поворотов в жизни. Жизнь должна идти своим чередом и переход в новый ашрам должен происходить только тогда, когда в предыдущем ашраме закончены все дела. 

Существовали 4 ступени саньясы: 
— кутичака – «живущий в хижине»: саньясин живет недалеко от своего дома и принимает оттуда пищу. 

— бахудака и паривраджакачарья ступени схожие – саньясин отправлялся проповедовать ведическое знание, давал духовные наставления и питался только тем, что ему подадут. 

— парамахамса – «подобный лебедю» — человек полностью осознавал себя слугой Всевышнего и давал наставления в искусстве бхакти-йоги, любви к Богу. 

Для того, чтобы окончательно достигнуть непривязанности, санньясин не должен был находиться в одном месте больше трех дней, чтобы не привязаться к хозяевам или месту. 
Когда его тело приходило в негодность, подготовленный санньясин впадал в нирвикальпа самадхи и не нуждается в последующих перерождениях. Как мы видим, это происходило, благодаря правильному пребыванию во всех четырёх ашрамах и чёткому следованию своей дхарме. 

Законы Ману: 
33. Проведя таким образом в лесах третью часть жизни, следует бродить четвертую часть жизни, отбросив мирские связи. 
34. Идя от ашрамы к ашраме, совершив жертвоприношения, обуздав органы чувств, истощившись [сбором] милостыни и [приношением] бали, бродячий аскет после смерти блаженствует. 
35. Уплатив три долга (три ашрама), надо устремить мысль к [достижению] конечного освобождения; стремящийся же к спасению, не уплатив [эти три долга], низвергается в преисподнюю. 
60. Обуздыванием чувств, уничтожением любви и ненависти и воздержанием от нанесения вреда живым существам он подготовляется к бессмертию. 
95. Оставив все дела, загладив грехи, происшедшие от деяний, обуздав себя, изучая Веду, он может жить счастливо под опекой сына. 
96. Так, оставив дела, преданный исключительно своему делу, свободный от желаний, отречением искупая грехи, он достигает высшей цели. (освобождение) 

(Источники: Свами Шивананда «Практика брахмачарьи», «Ману самхита», «Очерки ведической литературы»)

Автор: Полина Красильникова

Поделиться с друзьями