Четыре ашрама в жизни человека. Брахмачарья и грихастха.

Слово «ашрама» или «ашрам» происходит от санскритского слова ашрая, которое означает «защита», «прибежище». Как любое санскритское слово оно многозначно и может означать обитель мудрецов и отшельников, религиозную общину, школу для детей. Есть у слова «ашрам» еще одно значение: период жизни человека.

Если в среднем человек проживал 100 лет, то его жизнь делилась на 4 периода или ашрама, каждый из которых длился приблизительно 25 лет.

Брахмачарья — первый период — жизнь ученика, хранящего обет воздержания. Брахмачарья трактуется не только как половое воздержание, но и в более широком контексте, как «нерастрачивание» своей энергии. Основная цель этого периода — узнать о своей дхарме, которой предстоит следовать всю жизнь.

Первые 25 лет жизни человек получал основные знания о мире и о своем месте в нём. Сначала эти знания приходили от родителей и семейного окружения, затем знания передавал духовный наставник и направлял ребенка в тех видах деятельности, в которых он будет развиваться. В рамках существования варн эти виды деятельности были предопределены и человеку не надо было метаться, выбирая жизненный путь. Считалось, что у вайшью не мог родиться кто-то, кроме вайшью. Или же, наставник определял склонности ученика и его принадлежность к определенной варне. Обучение строилось от глобального к частному: от устройства мира, познания божественного пантеона, к своему миру и себе самому. Человек узнавал, как устроен мир, свою профессию, свое место в окружающем мире. Так создавался целостный человек, который знал, как ему жить дальше и что ему делать.

Вот некоторые предписания для ученика (Ману самхита):

177. Следует воздерживаться от меда, мяса, духов, гирлянд, приправы*, женщин, от всего прокисшего, а также от причинения вреда живым существам,

179. от игры, болтовни, злословия и лжи, от разглядывания женщин и прикосновения к ним, от причинения вреда другим.

194. В присутствии гуру надо всегда есть меньше, [чем тот]. носить худшую одежду и украшения; полагаются раньше него вставать [с постели] и позже ложиться.

Грихастха – домохозяин – жизнь семейного человека – 25-50 лет.

Человек обретал семью, детей и благосостояние. С одной стороны, это время обретения богатства (артхи), с другой стороны – это время камы (наслаждения в семейной жизни), так как в следующие периоды осуществить эти задачи будет трудно. Свами Шивананда писал: «Жизнь Брахмачарьи восхитительна и прекрасна, в этом нет сомнений. В то же время умеренная жизнь домохозяина так же прекрасна, и способствует духовному прогрессу. И там и там есть свои преимущества. Для обоих путей требуются определенные усилия». Свами Шивананда советует контролировать, а не подавлять сексуальные желания путём очищения ума джапой, медитацией, молитвой, чтением священных писаний. Когда ум наполнен возвышенными и чистыми мыслями, тогда сексуальные желания нейтрализуются и идут на убыль, а сам ум становится более утончённым.

Законы Ману (глава 3):

2.Изучив в должном порядке Веды, [все три], или две или даже одну, без нарушения обета ученика, пусть живет в ашраме домохозяина.

87. Ученик (brahmacann), домохозяин (grhastha), отшельник (vanaprastlia) и аскет (yati) – эти четыре отдельные ашрамы имеют своим исходным пунктом ашраму домохозяина.

89. Из всех них согласно правилам Веды и священного предания домохозяин считается наилучшим, ибо он эти три содержит.

В Законах Ману даются подробные наставления о том, как правильно строить жизнь в ашраме грихастхи. Например, какую девушку брать в жены и какими качествами она должна обладать:

15. Дваждырожденные, берущие по глупости в жены низкорожденных женщин*, быстро низводят семьи и потомков к положению щудры.

42. Безукоризненное потомство у людей производится от безукоризненных браков, достойное осуждение – от достойных осуждения, поэтому надо избегать [форм брака], достойных осуждения.


(Источники: Свами Шивананда «Практика брахмачарьи», «Ману самхита», «Очерки ведической литературы»)

Автор: Полина Красильникова


Поделиться с друзьями