Буддизм приходит в Тибет

Будда передал 84 тысячи видов знания об освобождении, которые после его ухода были записаны его последователями и распространились по близлежащим странам. Сначала учение охватило Индию, потом Юго-Восточную Азию и Японию. Позднее учение пришло в Тибет: это произошло примерно в 8 веке н.э. Но именно в Тибете эти знания сохранились в неизменном виде в виду отдаленности и закрытости страны, а также слабым позициям местной религии бон.
Для тибетских царей 7-8 вв. принятие индийского буддизма было осознанной политикой, выражавшейся в отправке тибетцев на учёбу в буддийские монастыри Индии, в приглашении в страну видных миссионеров (Шантаракшита. Падмасамбхава, Камалашила и др.). В Тибете создавались центры перевода с санскрита на тибетский язык сутр и буддийских трактатов, строились храмы. В 787 г. был освящён первый храм Авалокитешвары (тиб. Ченрези), а в 791 г. уже открылся первый буддийский монастырь Самье и буддизм был объявлен государственной религией.
Тибетский царь Трисонг Децен (740-798 гг.) - легендарный покровитель буддизма, был признан земным воплощением бодхисаттвы Манджушри.
Трисонг Децен, в отличие от целого ряда своих предшественников, был влиятельной фигурой в государстве: именно в период его правления буддизм значительно потеснил местную религию Тибета - бон. В основе религии бон лежали нехитрые поклонения стихиям, духам и предкам. Приглашенные Трисонгом буддийские учителя успешно интегрировали местную религию в буддизм. Среди буддистских учителей был Падмасамбхава. Он был приглашён царём Трисонгом из страны Уддияна. Это полулегендарная страна, о которой на сегодняшний день не сохранилось каких-либо достоверных сведений, но упоминания о ней встречаются в писаниях довольно часто и современные учёные отождествляют ее с долиной Сват в Пакистане. По данным историков Падмасамбхава пробыл в Тибете всего несколько лет, но за это время сумел упрочить буддизм гораздо сильнее, чем его предшественник Шантаракшита. Падмасамбхава предложил включить некоторых бонских богов и некоторые местные ритуалы в буддизм. Сам буддизм от этого не пострадал, а простой народ остался с атрибутами привычной религии. Кроме того, Падмасамбхава включил злых духов религии бон в буддийский пантеон божеств в качестве дхармапал — защитников буддизма (Махакала, Яма, Экаджати и др.). В раннем буддизме их насчитывалось четыре и они охраняли врата храма с четырех сторон света. В Тибете их количество увеличилось за счет «непросветленных защитников», поскольку по тибетским представлениям, у каждой местности есть свои духи-охранители.
При поверхностном взгляде на буддизм может показаться, что это религия синкретическая, легко впитывающая в себя любые культы и любых богов. Однако, этот синкретизм всегда являлся средством привлечения верующих к буддизму — и только.

Автор: Полина Красильникова

(Литература: Кузнецов Б. И. «Древний Иран и Тибет. (История религии бон)», Андросов В. П. «Индо-тибетский буддизм. Энциклопедический словарь»)

Поделиться с друзьями