МУДРЫ (ЧастьII)

В первой части мы говорили о Хаста мудрах, определенных положениях рук и кистей, рассмотрели также первую мудру, относящуюся к Дивья мудрам, божественным печатям хатха йоги, Джаландхара бандху – горловой замок. Теперь продолжим наше ознакомление и с другими мудрами: 

Уддияна бандха – это замок втягивания живота. Выполняется при втягивании живота во внутрь и поднятие пупка. 
Во время практики данного замка Прана концентрируется в одной точке и поднимается по Сушумне. 
Также эта Бандха в переводе с санскрита описывается, как поднимающаяся или летящая бандха, поскольку с помощью этой практики великая птица «Шакти» поднимается вверх. В Упанишадах сравнивается с птицей наше сознание, которое привязано к своему шесту и готово улететь, но все время втягивается вниз, но если же свести вместе шакти иды и пингалы и высвободить через сушумну, то она поднимется и будет освобождена в конечном счете в высших небесах. 
Данная бандха изменяет движение вниз апана ваю и объединяет ее с прана ваю и самана ваю в пупочном центре. В результате встречаются энергии апаны и праны в области пупка, что производит выброс, выделение силы, которая направляет энергию Кундалини вверх по Сушумне. 
В писаниях не описана полная техника выполнения этой бандхи, поэтому сейчас объясню общепринятую технику ее выполнения. Во-первых, выполнение данной техники должно быть всегда на пустой желудок и лучше даже с опорожненным кишечником, во-вторых, стоит начинать практиковать стоя. Встав в позу рыбака, ноги на ширине плеч, слегка согнув колени, руки на бедрах над коленями, большими пальцами во внутрь. Глубоко вдохните и быстро выдохните через слегка приоткрытые губы. Полностью выдохнув, выполните Джаландхару бандху путем опускания подбородка к груди и немного приподняв плечи. Затем втяните живот и желудок к позвоночнику и несколько вверх. Удерживайте это положение несколько секунд, затем расслабьте живот и желудок, отпустите Джаландхару бандху , подняв голову и выпрямитесь, затем медленно вдохните через нос и подышите несколько циклов дыхания спокойно. Можно начинать с 3х таких циклов. Освоив эту бандху стоя, вы можете начинать делать тоже самое, но в позе сидя, в падмасане или сиддхасане. 
Рекомендуется выполнять ее регулярно и эффекты от нее становятся вполне видимыми. Возрастает жизнеспособность, поскольку Уддияна бандха оказывает мощное тонизирующее воздействие на внутренние органы, нервную систему и железы внутренней секреции. Стимулируется циркуляция крови за счет эффекта всасывания, диафрагма перемещается вверх и сердце слегка сжимается и массируется. Укрепляются нервные узлы в области солнечного сплетения. Оказывается воздействие также на процессы пищеварения, усвоения и выделения. Также Уддияна бандха укрепляет диафрагму и другие мышцы дыхательной системы, легкие сжимаются при ее выполнении, происходит больший газообмен и способность поглощать кислород увеличивается. Описывается, что из всех бандх Уддияна считается наилучшей. Напоминаю, что ее выполнение всегда сопровождается Джаландхарой бандхой. 
Также в источниках описывается, что ее выполнение приводит к победе над смертью и ведет к освобождению. Конечно, наверное это возможно, но выполнение должно быть совершенным, а в источниках не описывается полное ее выполнение, которое наверное мы можем получить только от Гуру…. Предполагаю, что задержка дыхания должна быть длительной для лучшей стимуляции и получения эффектов, а также она должна выполняться во время более глубоких и серьезных практик. 

Мула бандха – это замок в области Муладхары чакры, корневой замок. Есть различные описания ее выполнения в источниках, думаю, зависят от перевода… В основном, везде описываются варианты выполнения данной мудры сидя в сиддхасане или падмасане. Необходимо одну пятку прижать к промежности или влагалищу, а другую приблизить к половым органам и сжать прямую кишку (анус, промежность). 
Здесь необходимо понимать, что существует 3 разные мудры на сжимание области в нижней части таза: 1) области половых органов или яичников – это ваджроли мудра, 2) области ануса – это ашвини мудра и 3) средней центральной области между ними, промежности или шейки матки – это Мула бандха. 
Перед выполнением Мула бандхи советуется делать некоторые упражнения для лучшего понимания расположения Муладхара чакры. 
Стоя, ноги вместе, крепко сжимайте ягодицы и напрягайте мышцы прямой кишки и заднего прохода, как будто втягиваете через них воздух. Дыхание может быть нормальным или с задержками, к этому ведет само упражнение. Далее расставьте ноги на расстояние примерно 1 стопы и повторите упражнение. Это упражнение называется Муладхара чакра шуддхи и описывается в Йога чудамани упанишида. 
Следующее упражнение называется Упаштха татха свадхиштхана чакра шуддхи. Стоя, ноги на расстоянии около 50 см, необходимо сосредоточиться на области гениталий и напрячь расположенные там мышцы насколько это возможно, при этом ягодицы и мышцы прямой кишки также напрягаются и происходит задержка дыхания. 
Далее можно приступать к освоению Мула бандхи: 
Сядьте в удобную вам медитативную позу, это может быть сиддхасана или падмасана, сиддхасана даже более предпочтительна, так как происходит давление на муладхару чакру, и старайтесь сначала некоторое время сконцентрироваться мужчины на области промежности, а женщины на шейке матки и мышц влагалища. И далее постепенно пробуем сокращать и расслаблять эти мышцы. Можно также пробовать вариант сокращения мышц и сдерживания так долго, как получается и затем расслабление. 
Практикуя эту бандху, происходит поднятие апаны и объединение ее с праной на уровне Манипуры, в результате чего разгорается внутренний огонь и пробуждается спящая змея Кундалини. 
Как эффект описывается победа старости и смерти. 
В идеале необходимо научиться выполнять эту бандху с мастерством автоматически в каждой асане. Существует также усложнение, это выполнение Мула бандхи вместе с Уддияной. 

Маха бандха (великий замок) – это практика объединения 3х бандх. Есть несколько вариантов ее исполнения: сидя в ардха падмасане (полу лотосе). Левая нога закрывает промежность и правая кладется на левое бедро, далее можно поменять ноги. Делается вдох , задержка на вдохе (антар кумбхака), мула бандха, джаландхара бандха и шамбхави мудра (концентрация на межбровном центре) и медленный выдох. Следующий вариант делается на выдохе, т.е. спокойный вдох, затем выдох и на выдохе выполните джаландхара, уддияну и мула бандхи. Между двумя такими циклами возможно вставлять бхастрику пранаяму, тогда дольше держится задержка. 
За счет выполнения данной практики, поднимается апана ваю вверх и соединяется с самана ваю, прана ваю направляется вниз и в пупке соединяются все 3, тем самым активизируется сушумна. 
С практикой всех 3х бандх тело укрепляется, достигается исполнение желаний, и конечно это изгоняет старость, болезни и смерть. 
Считается также, что с этой практикой амброзия (нектар), истекающий из луны (точка бинду, в верхней части мозга), который дарует просветление, не поглощается полностью солнцем (нижними центрами), что приостанавливает старение. 
Маха бандха также объединяет 3 нади в аджна центре и дает возможность уму достигнуть священного местоположения Шивы, Кедары, в переносном смысле достижения Аджна чакры – обитель Шивы 
Маха-ведха (великое пронзание). В Шиве Самхите говорится, что «Маха-мудра и Маха-бандха бесполезны без Махаведхи». В Гхеранда Самхите говорится: «Так же, как красота, очарование и юность женщины ничто без мужчины (способного оценить это), так же Мула-бандха и Маха-бандха ничто без Маха-ведхи» и Прадипика подтверждает это: «Как самая прекрасная женщина не имеет ценности без мужа, так маха мудра и маха бандха не имеют ценности без маха ведха мудры». 
Цель маха ведха мудры – направить в нужном направлении прану, накопленную при выполнении маха мудры и маха бандхи. 
Описание техники есть в Хатха йога Прадипике: 
Находясь в падмасане сделать вдох, джаландхара бандха, приподняться на руках и аккуратно мягко несколько раз ударить ягодицами о пол. Затем опустить ягодицы на пол и медленно выдохнуть. Есть также вариант выполнения этой мудры на вдохе добавить мула бандху и на выдохе – уддияна бандху. За счет этих мягких ударов о пол, происходит сотрясение и активация тонких нервных разветвлений, расположенных в ягодицах, и есть вероятность, что прана в этом случае покидает 2 нади (иду и пингалу) и входит в сушумну. 
Все описываемые эффекты достигаются за счет поднятия праны вверх в сушумне. Если благодаря непрерывным упражнениям достигается сердечный центр (анахата чакра), то считается, что йог пронзает вишну грантхи – 2й мистический узел вдоль сушумны, обретается вайю сиддхи – контроль над жизненными энергиями, останавливается распад и побеждается смерть. 

Маха мудра (великая поза или печать). Данная мудра описывается в писаниях только в 1 варианте позы (расположения тела), но существует мнение, что она состоит из различных поз и вариаций, которые может дать непосредственно только Гуру. 
Рассмотрим вариант из Хатха йоги Прадипики, в Шиве Самхите и в Гхеранда самхите описывается похожий вариант: 
Левая пятка вдавливает промежность, правая нога выпрямлена и мы держимся за пятку (или пальцы, или ногу). Спина ровная. Далее сосредотачиваемся на межбровном центре, вдох, задержка дыхания, где то указано, что голова должна быть ровная, где то говорится, что надо прижать подбородок к груди, т.е. выполнить джаландхару бандху, наверное можно выполнять в обоих вариантах, затем после задержки, медленный выдох, потом меняем положение ног. При задержке дыхания можно выполнять также мула бандху. Также между подходами можно вставлять бхастрику пранаяму, так задержка держится дольше. 
В результате выполнения данной практики живот наполняется праной, прана и апана соединяются, от слияния возникает жар, который пробуждает латентные центры в области таза и тем самым пробуждает Кундалини. Так начинается процесс расширения сознания. 
Считается, что маха мудра удаляет худшие неприятности (5 клеш) и причину смерти; побеждает грехи и болезни; тело садхака становится безупречно красивым и все желания исполняются. 


Продолжение следует… 

Автор: Светлана Дрон

Источники: Гхеранда Самхита, Шива Самхита, Хатха йога Прадипика, «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхалер

Поделиться с друзьями