МУДРЫ (Часть III)

В первой и второй частях мы говорили о Хаста мудрах, определенных положениях рук и кистей. И рассмотрели также некоторые мудры, относящиеся к Дивья мудрам, божественным печатям хатха йоги: Джаландхара бандху – горловой замок, Уддияна бандху – замок втягивания живота, Мула бандху – замок в области муладхара чакры, Маха бандху – великий замок, Маха ведху – великое познание и Маха мудру – великую позу или печать.

Теперь продолжим наше знакомство и с другими мудрами:

7. Кхечари мудра. Здесь хочу сказать несколько слов о всех языковых замках. Начнем с Набхи мудры (печать Вселенной). Набхо является синонимом Акаши и означает космическое пространство, Вселенную, эфир. Это название указывает на действие этой мудры, использование которой расширяет сознание до тех пор, пока не охватывает все космическое пространство. Выполнение ее простое: загните язык вверх и назад к мягкому небу и прижмите его, постоянно поддерживая давление кончика языка наверх. Рекомендуется привыкнуть к этому положению языка и использовать его во время практик асан, пранаяны и концентрации. Эта мудра может выполняться почти в каждой асане, особенно она полезно в перевернутых асанах с использование кумбхаки, т.е. задержки дыхания, тем самым усиливается ее эффект. И если возможно, попробуйте ее удерживать постоянно, чтобы вы не делали и где бы вы не находились, советует Гхеранда Самхита. Это давление кончика языка на небо вызывает нервный импульс, который в свою очередь оказывает благоприятное воздействие на функционирование гипофиза, поэтому оказывает позитивное воздействие на весь обмен веществ. Также воздействует на железы у корня языка, что стимулирует производство слюны, которая становится чище и поддерживает здоровое пищеварение. На тонком уровне длительная практика приводит к возникновению ощущению энергии в области шеи и затылка, которые способствуют к образованию амриты, нектара, что способствует пробуждению сознания для активации праны, и это ведет к более совершенному отображению космоса.

8. Мандуки мудра (печать лягушки). Сначала выполняем Набхи мудру и затем растягиваем, подобно лягушки углы рта с помощью мышц нижней челюсти, при этом напрягаем шейную мускулатуру, чтобы она раскрылась, как веер. Эффекты от этой мудры схожи с Набхи мудрой, только она еще больше усиливает выделение амриты, происходит соединение эликсиров, вырабатывающихся в гипофизе, эпифизе и щитовидной железе, поэтому продолжительная практика ведет к контролю над нервной системой и нади в теле. Также возможно ее выполнение во многих асанах, а в перевернутых асанах конечно для тех, кто стремится к самореализации.
Кхечари мудра (печать космических странствий). Хатха йога Прадипика говорит: «Нет асаны, равной сиддхасаны, нет кумбхаки равной кевала-кумбхаки, нет мудры равной кхечари-мудре. И ничто не воспринимается так захватывающе, как нада, внутренний звук.» В писаниях описывается процесс постепенного подрезания уздечки языка для того, чтобы язык удлинился и более глубоко смог войти через носоглотку, достав до ноздрей, тем самым уже он перекрывает дыхание и дает возможность контроля дыхания одной ноздрей или другой, а затем наверное и выше… Практика сложная, не раз везде повторяется, что должна проводится под наблюдением Гуру. И конечно же не надо думать, что как только мы поместим язык в пространство носа, мы сразу же улетим в беспредельное пространство) Нужно время, терпение, постоянная практика и конечно опытный человек в этой мудре — Гуру. Во время этой мудры происходит контроль над потоками иды и пингалы с помощью контроля над дыханием, используя кончик языка. За счет различных практик контроля энергии в нижней части живота (в основном посредством брахмачарья), происходит образования оджаса. Это энергия, которая начинает распределяться по всему телу и благодаря практикам йоги собирается в области черепа , где постепенно образуется нектар амрита, который по закону земного тяготения спускается вниз, и йоги разработали как раз практику кхечари мудры и випарита карани мудры , благодаря которым поток нектара сохраняется и приносит пользу мозгу и всему телу. Удержание этой жидкости, нектара в мозге, оказывает влияние на гипоталамус, который является важнейшим центром управления всеми физико-психологическими процессами. Далее происходит воздействие на гортань, вишутха чакру, на физическом уровне на щитовидную железу и эндокринную систему, эта гармоническая деятельность желез ведет к цельному крепкому здоровью, также к пробуждению сознания. Тело становится сильным, его не берет никакой яд. Исчезают страхи. Развязываются психические узлы, что приводит к исчезновению старой кармы (есть описания в писаниях о разных вкусах нектара, который начинается с горько-кислого вкуса – вкуса опыта). И образуется новая карма для нового человека, где он будет соединен со своей божественной сущностью, он становится Йогом, тем который осуществил йогу – Единение Бога и человека.

9. Випарита карани мудра (печать обратного действия). Во всех источниках ясно говорится, что эта мудра выполняется так, чтобы нёбо (луна, откуда исходит нектар) было ниже пупка (солнце, которое его поглощает). В Гхеранде самхите явно описывается ширшасана (стойка на голове), а в Хатха йоге Прадипике это не столь понятно, и в описаниях нахожу Випарита карани, в похожем выполнении Сарвангасаны, но ноги опускаются ближе к голове где то на 45 гр. Эта же практика описывается в Крия Йоге, но с различными концентрациями и визуализациями. Думаю, что любой из этих вариантов будет приводить нас к нужному эффекту, просто зависит от физического состояния занимающегося, кому то стойка на голове пока не доступна, главное это научиться выполнять ее постепенно более долгое время. Важно также понимать, что стойка на голове должна выполняться правильно, чтобы не нанести себе вреда. Тело должно быть подготовлено к ней, считается что организм должен быть здоровым, не надо спешить с этой мудрой, так как результаты могут быть разными. И в текстах конечно указывается, что корректное выполнение может дать только Гуру. Положительные эффекты: при выполнении этой мудры, так как положение перевернутое, большая часть прибывает над уровнем сердца, лишь ограниченная часть под сердцем. Сила тяжести обеспечивает этой части усиленное кровообращение, в нормальных условиях обычно это не так, хотя продуктивность мозга напрямую зависит от количества поступления кислорода и крови. Также это положение приводит к лучшему оттоку венозной крови тех частей тела, которые обычно находятся ниже сердца, поэтому в них наблюдается застой. Усиленный отток венозной крови растягивает сердечную мышцу и порождает сильный сокращающий импульс. Эта повышенная активность сердечного сокращения положительно влияет на все тело. И конечно же исцеляюще действует на органы головы и шеи. Все клетки этой области омываются здоровой тканевой жидкостью, насыщенной питательными веществами и жизненно важными газами, в частности кислородом. А мы знаем, что здесь находятся важные эндокринные железы: гипофиз, эпифиз, щитовидная железа и поэтому воздействия происходит на все области человеческой жизни. Также эта мудра очень положительно влияет на кожу, в особенности лица и головы из за лучшего энергоснабжения, а также считается, что сильно успокаивает человеческий ум и гармонизирует все функции организма. После ширшасаны (или любой перевернутой позы) обязательно шавасана (поза трупа) для расслабления.
По писаниям, постоянно занимаясь данной практикой, побеждаются болезни и смерть, пьющий нектар, получает Сиддхи и не растворяется даже во время Пралайи.

10. Ваджроли мудра (печать громовежца). Из всех практик хатха йоги, более всего окружены тайнами мудры ваджроли, сахаджоли и амароли. В одном известном переводе Шива Самхита от 1914 г. даже пропускаются тексты о ваджроли, так как они нарушают правила приличия того времени и переводчик дает примечание, что речь в этой мудре идет о «непристойных приемах для тантриков с низким образом мыслей». Такие мнения приводят к еще большим загадкам…но существуют техники, которые должны изучаться не просто из книг, а требуется посвященный и знающий человек, Гуру, только он может объяснить все аспекты практики и научить. Поэтому я не хочу заострять много внимания на этих практиках, исходя только из книг, но все таки хочется немного поговорить о них, хотя бы высказав свою точку зрения. Человеческое тело это проявление духовной энергии и следовательно может быть инструментом для достижения определённых результатов в йоге, как блаженство (мокша) и освобождение (мукти), которые включают 3 уровня нашего существования: физический, умственный и духовный. Чтобы сделать тело инструментом для духовной реализации, необходимо очистить его от кармических загрязнений (что делает хатха йога) и привести в движение поток жизненных энергий и сознания. Для того, чтобы дойти до космического сознания (Кундалини Шакти), необходим большой потенциал, что может дать только сексуальная энергия (самая могущественная сила во Вселенной), и в особенности дающие жизнь сексуальные жидкости мужчины и женщины. Эти практики о том, как правильно сохранять и использовать эти жидкости во время ритуального полового сношения, а также все подготовительные этапы. Для мужчины и женщина это разные практики, но результат один. В наше время существует мнение, что женщины в критические дни не должны выполнять перевернутые асаны, а вот здесь я нашла описания выполнения различных упражнений для сохранения крови как раз во время менструации. Описывается в Хатха йоге Прадипике, что «только та женщина, что может удерживать свою женскую детородную силу, подобно мужскому семени и удерживать свою менструальную кровь, как при ваджроли, может называться йогиней. Если она может постоянно поднимать свою кровь вверх, она настоящая йогиня. Она знает прошлое и будущее и может парить в воздухе». Для мужчины описываются отдельные техники, они сложные, не думаю, что стоит их описывать сейчас, а также выполнять без участия посвященного человека – Гуру.

11. Шакти чалана (печать движения Шакти). Об этой технике в писаниях говорится, как о практике пробуждения Кундалини Шакти, без которой невозможна практика йога. Это упражнение уже для йогов высшего уровня, так сказать. У йога должно уже быть подготовлено тело, сознание, он должен пройти все ступени, как яма и нияма, крийя, асаны, пранаяма, должна быть освоена баддха падмасана. Эта техника очень хорошо объясняется в Хатха йога Прадипике, объясняется Кундалини, как спящая змея, свернутая в 3 с половиной оборота. Там объясняется, где именно находится место Канда, расположение спящей Кундалини и откуда берут начало все 72000 нади. Располагается на 2 пальца ниже пупка, яйцевидной формы, над муладхарой, это образование есть только на тонком уровне в астральном теле, считается что на физическом плане соответствует центру пупка. Даже если в текстах называется поза ваджарасана, то по описаниям понятно, что поза выполнения другая, это баддха падмасана, с мягким давлением повязки и ступней на область канда. Используется бхастрика -дыхание кузнечных мехов, затем вдох, кумбхака – задержка и выполнение 3 бандх на задержке: джаландхара, уддияна и мула бандха. Происходит сильное нагнетание энергии за счет такого дыхания и замков, очень быстро разжигается сильный огонь в области живота, что должно заставить кундалини проснуться и подниматься вверх по сушумне. Хочу обратить внимание, что данную пранаяму бхастрика нужно выполнять с осторожностью, так как очень активно собирается и нагнетается прана, что может повлиять на сознание, очень важно заниматься этими практиками, когда мы будем к этому готовы на всех 3 уровнях: физическом, ментальном и духовном. Также в текстах подчеркивается важность правильного питания и поддержания йогического образа жизни для выполнения этой практики. Понятно, что успех в этой мудре ведет к успеху в продвижении для йога, но сначала необходимо много усердной работы над собой.

Автор: Светлана Дрон

(Использованные материалы: «Гхеранда Самхита», «Шива Самхита», «Хатха йога Прадипика», «Кундалини-йога-парампара» Рейнхард Гамментхалер).

Поделиться с друзьями